Логопедическая азбука. Книга втовая » От слова к предложению» Е.Н. Новикова

Многие дети старшего дошкольного и младшего школьного возраста испытывают трудности при овладении навыком чтения. Процесс становления чтения сложен. Огромное значение для него имеет сте­пень сформированное™ всех сторон речи. У детей с нарушениями речи страдает речедвигательное и речес­луховое развитие. Наиболее многочисленной является группа ошибок, обусловленных нарушениями или задержкой в развитии фонематического восприятия. Если ребенок плохо различает звуки, не улавливает разницы между оппозиционными звуками, нс может выделить заданный звук, возникают сложности при овладении навыками чтения и письма, так как освоение грамоты требует от детей умения анализировать звуковой состав слова. Недостаточное осознание фонетико-фонематической стороны речи приводит к тому, что дети не могут научиться свободно читать в течение нескольких лет. А это в свою очередь препятствует усвоению школьной программы и отрицательно влияет на формирование личности ребенка.

Предлагаемая методика обучения чтению направлена на предупреждение специфических оши­бок и помогает решить следующие задачи:

  •  развитие фонематического слуха и фонематических представлений; развитие навыков звуко­вого анализа и синтеза (выделение отдельных звуков из состава слова, соотнесение звуков между собой, определение последовательности звуков в слове);
  •  развитие зрительного восприятия, формирование четкого зрительного образа букв;
  •  обогащение словарного запаса, формирование умения произносить и читать слова различной звукослоговой структуры.

Цель обучения сводится к тому, чтобы единицей чтения стал слог, а не буква. Такой способ обеспечивает плавное и правильное чтение.

Достичь поставленную цель помогают тренировочные упражнения, представленные в виде раз­личных таблиц. Многократность повторения и многочисленность упражнений дают возможность сформировать прочные навыки свободного чтения. Активизации и развитию основных психических функций — восприятия, внимания, памяти — способствует и богатый иллюстративный материал, представленный в Азбуке.

В пособии использованы приемы логопедической работы, направленные на предупреждение и коррекцию специфических нарушений чтения и письма.

Многие дети плохо дифференцируют (различают) согласные звуки: твердые и мягкие, звонкие и глу­хие, свистящие и шипящие, соноры. Поэтому в пособии представлены многочисленные задания на различение этих звуков. Учтены и другие сложные темы, при изучении которых дети допускают ошибки (напри­мер, дифференциация гласных первого и второго ряда А — Я, О — Ё, У-Ю.Э-Е, Ы — И, чтение слогов и слов со стечением согласных и др.)

Методика обучения чтению рассчитана 2-4 месяца. (Продолжительность занятий, скорость фор­мирования навыков чтения зависят от возраста и особенностей развития детей.) Она включает 10 эта­пов. (В книге «От звука к букве» описаны 4 этапа. В книге «От слова к предложению» последующие 6 этапов.) Материал пособия упорядочен с учетом характерных для русского языка противопоставлений по глухости — звонкости, твердости — мягкости.

Группировка букв с учетом их особенностей дает возможность систематизировать формируемые умения и навыки, задействовать механизм переноса знаний но аналогии. Сопоставление букв способ­ствует эффективному усвоению их свойств при чтении, помогает закрепить пройденное, понять новое в сравнении с ранее изученным, предупреждает ошибки на смешение букв.

Методика прошла многолетнюю апробацию в массовых и логопедических дошкольных учрежде­ниях, общеобразовательных и коррекционных школах (школы № 507, 545, школы-интернаты для глухих и слабослышащих детей № 30 и 101, школа для детей с тяжелыми нарушениями речи № 28 и др.). Получены положительные отзывы от дефектологов, педагогов дошкольных образовательных учреждений и начальных школ, родителей.

Мы надеемся, что книга окажется полезной при обучении детей чтению в детских учреждениях и в кругу семьи.

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *